Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Одним из важнейших направлений деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Реализуемый в нашем детском саду подход к совместному обучению детей строится на принципах междисциплинарности, уважения к личности ребенка и понимания основных этапов его развития, участия родителей в воспитательном и образовательном процессах.
Основных составляющих механизма внедрения инклюзии в нашем учреждении несколько.
Во-первых, обеспечение детей услугами специалистов (силами учреждения, комиссии психолого-медико-педагогического консилиума), поиск оптимальных форм междисциплинарной работы над индивидуальными маршрутами при участии воспитателей групп;
во-вторых, организация семинаров и практикумов для воспитателей, посвященных основам возрастной психологии, формам работы с детьми, имеющими особенности в развитии, основам игровой терапии;
в-третьих, внедрение форм взаимодействия специалистов с семьей и интеграции семей (родительские собрания, консультации специалистов, проведение праздников и т. д.).
Образовательный процесс в группах, реализующих инклюзивную практику мы выстроили следующим образом:
1.Мониторинг индивидуальных особенностей развития ребенка с ОВЗ.
2.Организация совместной жизнедеятельности детей в группе инклюзивного образования.
3.Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия специалистов.
4.Совместная деятельность воспитателя и специалистов в организации образовательного процесса в группах, реализующих инклюзивную практику.
Особое место в организации работы группы, в которой реализуется инклюзивная практика, отводится педагогу-психологу. Ведь педагог-психолог вместе с воспитателем помогает ребенку с ОВЗ социализироваться и адаптироваться к режимным моментам в группе, способствует формированию у ребенка с ограниченными возможностями здоровья навыков общения, налаживанию адекватного взаимодействия ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми.
В нашем детском саду работают 2 группы комбинированной направленности: старшая и подготовительная к школе. Подготовительную группу посещает ребёнок с ОВЗ, который участвует в непосредственно образовательной деятельности совместно со сверстниками, для него подбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения, составляется индивидуальный маршрут развития. В рамках реализации маршрута ребенка коррекционно-развивающие занятия проводят педагог-психолог, учитель-логопед. Необходимо отметить, что при планировании коррекционных занятий специалисты учитывают содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строят коррекционные развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга.
Одним из главных направлений в рамках инклюзии является работа в родителями (профилактические и просветительские мероприятия).
Проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с педагогом с целью устранения пробелов общего развития ребёнка, направленная подготовка к усвоению учебного материала; педагогом - психологом по коррекции психических функций, учителем – логопедом по устранению речевых нарушений. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.
Цель образовательного процесса работы с детьми с проблемами в развитии является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей детей. Ведь развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той или иной ситуации.