Авторы составители:
№ п/п |
Фамилия, И.О. |
Должность |
---|---|---|
1 |
Слесарева Людмила Ивановна |
Заместитель заведующего по ВМР |
2 |
Давыдова Татьяна Владимировна |
Учитель-логопед |
3 |
Поддубнова Дарья Николаевна |
Социальный педагог |
Рабочая программа воспитания принята на заседании педагогического совета (протокол № 2 от «26» февраля 2021 г.)
Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 «Колокольчик» ( делее- ДОУ) разработана в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.
Содержание
1. Особенности воспитательного процесса в детском саду.................... с. 6-7
2. Цель и задачи воспитания ...………………………………………….. с. 7-10
3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………...с. 10-14.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы………...с. 14-16
5. Календарный план воспитательной работы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания является приложением к основной образовательной программы МБДОУ д/с №1 “ Колокольчик» (ООП ДО МБДОУ д/с №1 “ Колокольчик»). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». При составлении Программы воспитания использована «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr>.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6.б ФГОС ДО)
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует с взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, и т.п. (4.6. ФГОС ДО).
В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками. Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
раздел 1. «Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса» (описание специфики деятельности ДОУ);
раздел 2 «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые ДОУ предстоит решать длядостижения цели;
раздел 3 «Виды, формы и содержание деятельности», в котором ДОУ показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания.
Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы ДОУ. Воспитательные задачи реализуются в содержании образовательных областей, согласно ФГОС ДО, обеспечивая ихинтеграцию.
Инвариантные модули | ||
---|---|---|
Образовательная деятельность |
Работа с родителями |
Сетевое взаимодействие с другими ОО |
Вариативные модули | ||
Ключевые общесадиковые мероприятия «Эколого – туристический» (Экотуризмв ДОУ) |
Создание развивающей среды |
Раздел 4 «Основные направления самоанализа воспитательной работы», показывает, каким образом в ДОУ осуществляется самоанализ организуемой в нем воспитательной работы. Раздел содержит перечень основных направлений, дополнен критериями и способами его осуществления.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы с указанием конкретных мероприятий и примерных сроков ихпроведения.
Программа позволяет педагогическим работникам и родителям скоординировать свои усилия, направленные на воспитание подрастающего поколения.
Нормативное правовое обеспечение
- Федеральный закон Российской Федерации от 12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. No 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
- Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. No 1155;
- Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 No 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. No 996-р.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с №1 « Колокольчик»
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДОУ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБДОУ д/с №1 « Колокольчик» расположен в здании, по адресу: Ростовская область, Куйбышевский район, х.Свободный , ул.Молодедная 8 . Педагоги детского сада работают в тесном сотрудничестве с социальными партнерами , такие как МБОУ Куйбышевская средняя образовательная школа имени А.А.Гречко, Районный Дом Культуры, Районная центральная библиотека и другие. ДОУ располагает необходимым оборудованием, атрибутами и расходным материалом, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий.
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
-позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества с взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
-личностно -развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно -развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания;
-партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах.
-сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являютсяследующие:
-стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые общесадиковые мероприятия, мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
-важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства, используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческогопродукта (коллективного или индивидуального каждого участника);
-в проведении общесадиковых мероприятий поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле;
-педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;
-ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка.
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые национальные ценности:
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё.
Социальная солидарность – единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей.
Гражданственность - качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона. В более общем значении — забота об общественном благе, концентрация помыслов и чувств на идее гражданского долга.
Семья - социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Труд и творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данногочеловека, но и для других. Среди людей, владеющих каким-либо ремеслом, есть такие, которые вызывают
восторг от результатов его труда.
Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации икритического анализа
Традиционные религии - ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени.
Искусство и литература – одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумеваютобразное осмысление действительности.
Природа - материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изученияестественных наук.
Человечество – совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых ценностях для нашего общества, формируется общая цель воспитания в ДОУ:
1. Формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового образа жизни, физическихкачеств, самостоятельности и ответственности ребенка.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.
В воспитании детей младшего дошкольного возраста
-обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельностии других формах активности.
Задачи:
-развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
-сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
-развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
- содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
-сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;
В воспитании детей старшего дошкольного возраста цель:
обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально-познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физическихкачеств.
Задачи:
-обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
-поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;
-воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма;
-углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здоровогообраза жизни;
-сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношениик природе и понимании самоценности природы;
-развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес крусскому языку, языкам других народов;
-поощрять проявления морально-волевых качеств;
-сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн), о своем городе, улице и т.д.
Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение вопросов личностного развития детей.
Задачи:
- Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие:
- сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежитпривилегия указывать, контролировать, оценивать;
- взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективнымспособом воспитания подрастающего поколения.
3.ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит примерный характер)
Виды деятельности :
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
-коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками);
-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира иэкспериментирования с ними);
-восприятие художественной литературы и фольклора;
-самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
-двигательная (овладение основными движениями) формамиактивности ребенка.
Формы организации деятельности:
-игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;
-тематический модуль, коллекционирование;
-чтение, беседа/разговор, ситуации;
-конкурсы, викторины, коллективное творческое дело;
-проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки;
-мастерская, клубный час;
-праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования;
-театрализованные игры, инсценировки.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено всоответствующем модуле.
Модули.
Описание содержания модулей выполнено в порядке их значимости для реализации воспитательных задач в дошкольном учреждении.
Модуль «Ключевые общесадиковые мероприятия» (конкурсные и праздничные мероприятия, физкультурно-спортивные соревнования)
Главные традиционные события в ДОУ, которые организуются для всех детей. мероприятия предусмотренные Календарем образовательных событий и знаменательных дат РФ и муниципального уровня, которые реализуются, через общесадовские мероприятия. К таким мероприятиям готовятся и дети, и взрослые (педагоги, родители). На мероприятия могут приглашаться представители других организаций – инспектор ГИБДД, представители сетевых партнеров, районной Администрации. Характер проводимых мероприятий всегда является эмоционально-насыщенным, активным, познавательным, с разнообразной детской деятельностью.
Экологические акции, походы – также являются традиционными мероприятиями, максимально участвуют все дети, родители, сотрудники. Проводится большая предварительная работа среди детей и родителей по подготовке к мероприятию.
Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социально-активным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других, познавательным, продуктивным – всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте.
Ключевые общесадовские мероприятия могут быть связаны с уровнем муниципального, областного и всероссийского. Дети и педагоги, родители становятся активными участниками конкурсов, соревнований, организуемых муниципалитетом Куйбышевского района, региональными сетевыми проектами , курирующимися ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО и т.д.
Модуль «Эколого – туристический» (Экотуризм в ДОУ)
Цель модуля: Дать понятие о экотуризме, элементах ориентирования; привить краеведческие навыки; воспитать ответственность за экологию родного края; формировать патриотические чувства к малой Родине, воспитать желание вести здоровый образ жизни.
Возраст обучающихся: дети дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», одной из основных задач образования является формирование духовно-нравственной личности. Духовно- нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, малой Родине, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. Экологический туризм - это не просто прогулка по парку или заповеднику. Экотуризм прививает правильное отношение к природе, служит экологическому просвещению, принимает во внимание интересы местного населения и способствует сохранению живой природы. Иными словами, туризм становится экологическим в тот момент, когда, ступая на туристическую тропу, путешественник начинает осознавать всю ответственность перед природой, которую берет на себя. Экологический туризм даёт возможность формировать у дошкольников осознанно - правильное отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях, знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения, что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы.
Экодеятельность дошкольников - это путешествия в природу, главным содержанием, которых является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, сада. Воспитанники дошкольного учреждения совершают туристические прогулки по определённым маршрутам . Существует несколько разработанных маршрутов с учётом целей и задач данного путешествия. Каждый последующий маршрут не повторяется, чтобы детям было интересно. Каждая туристическая прогулка с различными заданиями, играми, познавательными беседами, экспериментами. Это всегда образовательная информация, физическая нагрузка и положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы. Эколого-туристическая деятельность с одной стороны позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках экологического воспитания, а с другой способствует развитию интереса к путешествиям. Введение элементов туристической деятельности в учебно- воспитательный процесс даёт возможность воспитателю решить вопросы, от которых зависит успех его деятельности. Эколого-туристические мероприятия реализуют различные цели и выполняют разносторонние задачи. Например, это здоровый образ жизни детей, занятость детей, всесторонне развитие личности, патриотическое воспитание, экологическое воспитание и образование.
Экологическое краеведение в органичном сочетании с туристскими походами, прогулками и экскурсиями, экологические исследования – чрезвычайно перспективные области деятельности, отличающиеся многообразием, творческим поиском для детей старшего дошкольного возраста.
Эколого-туристско-краеведческая деятельность является комплексным средством всестороннего развития детей, способствует обогащению новыми экологическими знаниями и закреплению их в практической деятельности. Эколого - туристско-краеведческая деятельность предполагает нахождение ребенка в природе, его зависимость от природного воздействия. Здесь у детей формируется ответственность за самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения. Процесс осознанно-правильного отношения к природе сопровождается различными видами детской деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественно- эстетической,коммуникативной). Экотуризм в ДОУ включает в себя ряд компонентов: физкультурно- оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально- психологический,эстетический, познавательный и прикладной.
Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей.
Модуль «Образовательная деятельность»
Образовательная деятельность с детьми предполагает организацию и проведение воспитателем таких форм, как занимательное занятие, дидактическая игра, игровое упражнение, игра-путешествие, чтение, беседа/разговор, ситуация, театрализованные игры и инсценировки, длительные наблюдения, опыты, эксперименты, экскурсии, пешеходные прогулки.
Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание воспитанников к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной деятельности явлений, знакомство с социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания детей своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, обмена личным опытом.
Основное назначение данного модуля состоит в использование воспитательного потенциала содержания образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе.
Модуль «Взаимодействие с семьёй»
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в рамках следующих видов иформ деятельности.
На уровне группы и ДОУ.
Родительский комитет группы, члены общесадовского родительского комитета, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их воспитанников.
Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей и др, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов.
Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность, общесадовские мероприятия, для получения представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ.
Общесадовские родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей.
Родительские форумы (интернет сообщества), на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогических работников, руководителя ДОУ.
Участие родителей в общесадовских мероприятиях: праздниках, развлечениях, экологических акциях, творческих мастерских, проектах, физкультурно-спортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках. Подготовка и участие в конкурсах на уровне муниципалитета, ДОУ, подготовка проектов по оформлению помещений ДОУ к праздникам, оформлению территории ДОУ по временам года.
На индивидуальном уровне.
Работа педагогов по запросу родителей для решения различных ситуаций. Участие родителей в педагогических консилиумах, собраниях, педсоветах.
Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности, общесадовских и групповых. Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. Регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их ребенка, о состоянии здоровья, о жизни групп в целом. Привлечение членов семей воспитанников к организации и проведению творческих дел группы. Организация внутри группы семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ДОУ.
Модуль «Сетевое взаимодействие »
Сетевое взаимодействие осуществляется с образовательными организациями: МБОУ Куйбышевская СОШ им.А.А.Гречко, МБОУ ЦДО, МБОУ ДШИ, Районный дом культуры, Межпоселенчиская центральная библиотека, детскими садами Куйбышевского района.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Оформление интерьера помещений дошкольного учреждения (холла, коридоров, групповых помещений, залов, лестничных пролетов и т.п.) периодически обновляется;
-размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей и родителей, позволяет реализовать свой творческий потенциал, а также знакомит их с работами друг друга;
-фотоотчеты об интересных событиях, происходящих в ДОУ (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.) размещаются на общесадовских и групповых стендах, а так же в сети интернет (одноклассники, инстаграм,ВК );
-озеленение территории, разбивка клумб, оборудование игровых площадок, доступных и приспособленных для детей разных возрастных групп, позволяет разделить свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого отдыха;
-благоустройство групповых помещений осуществляется по творческим проектам воспитателя и родителей воспитанников, при этом педагоги имеют возможность проявить свою творческую инициативу, привлечь родителей к активному участию в оформлении развивающей среды для своих детей;
-событийный дизайн – к каждому празднику и знаменательному мероприятию в ДОУ оформляется пространство музыкального зала, групповых помещений;
-совместная с родителями разработка, создание и популяризация особой символики ДОУ (логотип, стихи, символы групп по возрастам и т.п.);
-регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков территории ДОУ (высадка культурных растений, разбивка газонов декоративное оформление отведенных для детских проектов мест);
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МБДОУ д/с№1 «Колокольчик» воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в ДОУ , являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий на понимание того, что
личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в ДОУ воспитательного процесса являются:
- Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно с заместителем заведующего по ВМР с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета ДОУ .
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников, является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в ДОУ совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим, заместителем заведующего по ВМР, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общесадовских мероприятий;
- качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
- качеством проводимых экскурсий, походов;
- качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в ДОУ является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Календарный план воспитательной работы МБДОУ д/с№1 « Колокольчик»
на 2021-2022 учебный год
Календарный план воспитательной работы МБДОУ д/с№1 «Колокольчик» (далее- ДОУ) составлен к рабочей программе воспитания ДОУ,с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых работниками ДОУ в 2021-2022 учебном году. Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского сада.
Мероприятия |
Возраст воспитанников |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
---|---|---|---|
Творческие соревнования |
|||
"Осенний калейдоскоп" (выставка- конкурс творческих работ из природного и бросового материала, выполненных совместно с родителями) |
3-7 лет |
сентябрь-октябрь |
воспитатели |
" Возраст осени - ты дорог и прекрасен! " ко Дню пожилого человека (коллективное творческое поздравление в формате (он-лайн, по средством сети интернет) плаката для бабушек и дедушек в группе) |
3-7 лет |
октябрь |
воспитатели |
Фото конкурс « Мамины глаза» К дню матери |
3-7 лет |
ноябрь |
воспитатели |
Ярмарка творчества «Мы едины» Ко Дню народного единства |
3-7 лет |
ноябрь |
воспитатели |
Выставка-конкурс семейных творческих работ "Зимушка-зима " (ИЗО – техника, все виды) |
3-7 лет |
Декабрь |
воспитатели |
Выставка открыток ко Дню Защитника Отечества (без участия родителей) |
3-7 лет |
Февраль |
воспитатели |
Выставка открыток ко Дню 8 марта ( без участия родителей) |
3-7 лет |
Март |
воспитатели |
Творческий конкурс «Невероятные краски космоса!» семейный конкурс, посвященный Дню космонавтике |
3-7 лет |
Апрель |
специалисты, воспитатели |
Выставка уголков памяти "Помним...чтим...гордимся!" ( в группах или раздевалке) |
3-7лет |
Апрель |
специалисты воспитатели |
Акция памяти «Бессмертный полк» |
6-7 лет |
Май |
воспитатели |
Литературная композиция " Я помню, я горжусь" |
3-7лет |
Май |
воспитатели |
Праздники, тематические досуги 1 полугодие – в каждой группе отдельно, со 2 полугодия – для младшего дошкольного возраста и для старшего дошкольного возраста |
|||
Досуговые мероприятия, посвященные Дню знаний Проведение "Днябезопасности" |
3-7лет |
1 сентября |
воспитатели муз. руководитель |
Физкультурный досуг "Веселые старты" (в рамках подготовки к ГТО) |
5-7 лет |
сентябрь |
Инструктор по ФК воспитатели |
Физкультурный праздник ко Дню народного единства «Подвижные игры народов мира» в каждой возрастной группе |
3-7 лет |
2-6 ноября |
инструктор по ФК муз. руководитель |
Новогодние утренники в группах |
3-7 лет |
4 неделя декабря |
специалисты, воспитатели муз. руководитель |
Музыкальный досуг "Коляда,коляда-открывай ворота» |
3-7 лет |
январь |
воспитатели муз. руководитель |
Экологический праздник, посвященный Дню Земли |
3-5 лет 5-7 лет |
20 марта 20 марта |
воспитатели муз. руководитель |
Праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта |
3-7 лет |
1 неделя марта |
воспитатели муз. руководитель |
Театральный фестиваль |
3-7 лет |
3-4 неделя марта |
воспитатели муз. руководитель |
Фольклорный праздник «Широкая масленица» |
3-5 лет 5-7 лет |
4 неделя февраля 4 неделя февраля |
специалисты, воспитатели муз. руководитель |
Спортивный праздник посвященный Дню космонавтики |
3-7 лет |
1 неделя апреля |
воспитатели муз. руководитель |
Конкурс чтецов " Дню Победы посвящается.." |
4-7 |
4 неделя апреля |
воспитатели муз. руководитель |
Литературная композиция « Победный май» |
5-7 |
1 неделя мая |
воспитатели Муз. руководитель |
Развлечение «Азбука безопасности» |
3-5 5-7 |
4 неделя апреля |
воспитатели муз. руководитель |
Выпускной бал |
6-7 |
4 неделя мая |
воспитатели муз. руководитель |
Тематические досуги и развлечения в группах |
|||
Спортивное развлечение «Веселые воробушки» |
3-4 |
Сентябрь |
Косцова Е.А. |
Виртуальное путешествие по родному краю « Хороша ты сторонка родная» |
4-5 |
Сентябрь |
Кудрявцева А.А. |
Досуг по ПДД «Осторожно дорога» |
4-5 |
Сентябрь |
Козаченко Т.Н. |
«Осень шляпку подарила…» фотосессия – презентация шляпок |
5-6 |
Сентябрь |
Поддубнова Д.Н. |
Логопедический досуг «Необычная прогулка» |
5-6 |
Сентябрь |
Давыдова Т.Н. |
Театрализованное развлечение «Теремок» |
6-7 |
Октябрь |
Кудрявцева А.А. Васильева С.Г |
Музыкальное развлечение «Осень в гости просим» |
3-4 |
Октябрь |
Васильева С.Г. |
Развлечение по ЗОЖ « В здоровом теле-здоровый дух» |
5-6 |
Октябрь |
Слесарева Л.И. |
Концерт «Любимые произведения» |
5-7 |
Октябрь |
Васильева С.Г. |
Развлечение "День матери" |
все группы |
Ноябрь |
воспитатели, муз.руководитель |
День «Кто быстрее» |
3-7 |
Ноябрь |
инструктор по ФК |
Спортивное развлечение «Зимние олимпийские игры» |
3-7 |
Декабрь |
воспитатели инструктор по ФК |
Театрализованное развлечения инсценировка по мотивам русских народных сказок |
3-7 |
Декабрь |
воспитатели |
Музыкальное развлечение «Прощай Новый год» |
все группы |
Январь |
муз.руководитель |
Викторина «Путешествие в страну математики» |
6-7 |
Январь |
Кудрявцева А.А. |
Досуг «Русская матрёшка» |
4-6 |
Февраль |
воспитатели |
Театрализованное развлечение «Веселый язычок» |
4-5 |
Февраль |
Давыдова Т.В. Васильева С.Г. |
День здоровья «Айболит в гостях у ребят» |
4-6 |
Февраль |
воспитатели Поддубнова Д.Н. |
Праздник посвящённый 23 февраля |
3-7 |
Февраль |
воспитатели |
Праздник посвященный Дню 8 марта |
3-7 |
Март |
воспитатели |
Игровое развлечение «Масленица» |
3-7 |
Март |
воспитатели |
День Воды-22 марта»- развлечение «Капелька воды» |
3-7 |
Март |
воспитатели |
Спортивное развлечение «Чистота-залог здоровья» |
3-4 |
Апрель |
инструктор по ФК |
Досуг «Весна-красна!» |
4-5 |
Апрель |
воспитатели |
Развлечение «День п тиц» |
4-7 |
Апрель |
воспитатели |
Развлечение по ПДД «Три сигнала светофора» |
3-7 |
Апрель |
воспитатели |
Спортивное развлечение «В гостях у героев сказки» |
4-7 |
Май |
воспитатели |
Развлечение «Здравствуй, Лето!» |
3-7 |
Май |
воспитатели |
Музыкальное развлечение «В гостях у цветочной феи» |
3-7 |
июнь |
воспитатели |
Праздничное развлечение «День Ивана Купала» |
3-7 |
июль |
воспитатели |
Викторина «Путешествие в страну Витаминию» |
3-7 |
август |
воспитатели |
Экологические акции, субботники, в т.ч. совместно с семьями воспитанников |
|||
акция «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек) акция «Каждой птице свой дом» (по изготовлению и развешиванию скворечников) |
3-7 |
Ноябрь- апрель |
специалисты, воспитатели |
Акция по благоустройству и озеленению территории ДОУ |
3-7 |
Май-июнь |
воспитатели, родители |
Целевые прогулки |
3-7 |
в течение года |
воспитатели |
Социальные и образовательные акции, в т.ч. совместно с семьями воспитанников |
|||
Благотворительная акция " Дети детям" (подарки детям из интерната) |
3-7 |
Сентябрь, Декабрь, апрель |
воспитатели |
"Подарок ветерану" (подарки в дар ветеранам, сделанные руками детей и родителей) |
4-7 |
октябрь , май |
воспитатели |
Участие в акции "Бесссмертный полк" |
3-7 |
май |
воспитатели |
Акция "Летопись ветеранов" |
3-7 |
апрель-май |
воспитатели |
Взаимодействие с социальными партнерами |
|||
Экскурсия к памятнику «Героя-освободителям» |
5-7 |
по согласованию |
воспитатели |
Виртуальная экскурсии "Экспозиция , посвященная ВОВ" |
5-7 |
апрель |
воспитатели |
Посещение односельчан « Дети-войны» |
5-7 |
по согласованию |
воспитатели |
Посещение библиотеки «Лучшие книги – детям» библиознакомство , посвященное Неделе детской книги |
4-7 |
март-апрель |
воспитатели |
Посещение и просмотр спектаклей |
4-7 |
по согласованию |
воспитатели |
Экскурсии в пожарную часть, встречи с работниками пожарной части |
3-7 |
по согласованию |
воспитатели |
Неделя безопасности с участием ГИБДД |
5-7 |
по согласованию |
Воспитатели, председатель комиссии«За безопасность движения» |
Работа с родителями |
|||
Родительские собрания |
3-7 |
в течение года |
специалисты воспитатели |
Консультации |
3-7 |
в течение года |
специалисты воспитатели |
Беседы и дискуссии |
3-7 |
в течение года |
специалисты воспитатели |
Круглые столы |
3-7 |
в течение года |
специалисты воспитатели |