Навигация по сайту

Обеспечение здоровья, безопасности, качеству услуг по присмотру и уходу

5. Обеспечение здоровья, безопасности, качеству услуг по присмотру и уходу

5.1. Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Положение об охране жизни и здоровья воспитанников.

Обеспечение комплексной безопасности в ДОО

Методические рекомендации по работе с родителями дошкольных образовательных организаций по профилактике детского травматизма в теплый период года

План по пропаганде и профилактике здорового образа жизни

5.2. Обеспечение комплексной безопасности в ДОО.

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.

В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем:

  • меры по антитеррористической защищённости;
  • меры по противопожарной безопасности;
  • меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;
  • меры по охране труда и техники безопасности;
  • меры по электробезопасности (ежегодно проводятся замеры сопротивления изоляции; ответственный по электробезопасности проходит обучение и проверку знаний).

Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам:

  1. Создание нормативно – правовой базы.
  2. Создание условий для безопасной жизнедеятельности.
  3. Работа с персоналом.
  4. Работа с родителями.
  5. Работа с детьми.

В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая:

  • законодательные и нормативные документы по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности (Закон РФ «О Безопасности» от 05.03.1992 №2446-1, ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35- ФЗ, Указ президента РФ от 12.05.2009г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», приказы, инструктивные письма вышестоящих организаций)
  • нормативные документы, регламентирующие деятельность сотрудников по обеспечению безопасного пребывания воспитанников и сотрудников в учреждении.
  • информационные документы (инструкции, памятки, обращения, информация).

Разработан и согласован паспорт безопасности.

Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.

Разработана программа производственного контроля.

Получен ответ на запрос в МВД об отсутствии судимости работников, где указано, что судимых и находящихся под уголовным преследованием нет.

Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.

По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы:

  1. Приказ об обеспечении антитеррористической защищенности, в котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности сотрудников по обеспечению режима безопасности в ДОУ, назначены ответственные лица.
  2. Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечение работы пожарной сигнализации, подписан контракт на обслуживание.
  3. Приказ об организации эвакуации детей и сотрудников.
  4. Приказ о противопожарном режиме.
  5. Приказы о назначении ответственных лиц за противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности, за тепловой режим, электрооборудование.
  6. Разработан план мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.
  7. Разработан план эвакуации.
  1. Разработаны и утверждены инструкции:
  2. Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное время пропускной режим на территорию дошкольного учреждения осуществляется ответственным лицом за открытие и закрытие ворот, дверей в течение дня (дежурный администратор).

Имеются в достаточном объеме первичные средства пожаротушения – огнетушители. Все входные двери металлические. Поддерживаются в надлежащем состоянии пути эвакуации и запасные выходы. Обеспечены спец. одеждой обслуживающий, учебно-вспомогательный персонал и сотрудники пищеблока.

Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за санитарно-гигиеническим состоянием групповых, спортивного зала, а также пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.

Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по устранению недостатков.

Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных предметов и ситуации осуществляется дворником и сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.

С целью укреплённости и защищённости учреждения территория ДОУ закрывается на замок.

Закрыты металлические ворота для въезда посторонних машин.

Над входами усилено уличное освещение.

Одним из самых важных направлений работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом:

  1. Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись.
  2. Ежегодно на начало учебного года издаются приказы о персональной ответственности за обеспечение сохранности жизни и здоровья детей на каждого педагога с ознакомлением под роспись.
  3. В группах для педагогов и на рабочих местах других категорий сотрудников имеются памятки по действиям при возникновении угрозы террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная работа.
  4. Проводятся плановые и внеплановые инструктажи.
  5. С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с педагогами и младшими воспитателями проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом назначаются ответственные лица.
  6. Имеется информационные стенды по пожарной и антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных служб, инструкции и памятки.
  7. Осуществляется контроль за выполнением режима безопасности и противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону, а также посещением в вечернее время.
  8. Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами.
  9. Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания.
  10. Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний.
  11. Работники проходят плановые медицинские осмотры.

С воспитанниками детского сада также ведётся работа по формированию у них безопасного поведения. Работа проводится по программе Н. В. Вераксы «От рождения до школы» по разделу «Безопасность» в форме бесед, сюжетно-ролевых игр, моделирования ситуаций, игровых, тестовых и тематических занятий.

Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы: собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания нельзя приводить в детский сад.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях. 

5.3. Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми

Дошкольный возраст – это фундамент здоровья личности, а, следовательно, здоровья общества в настоящем и будущем. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в активном образе жизни, систематических занятиях физкультурой и спортом. Поэтому, важно сформировать привычку поддерживать свое здоровье, что является важным компонентом жизнедеятельности современного человека.

Всем известно, что самым ценным для нас является здоровье. А сохранение здоровья детей, в частности детей с особыми образовательными потребностями – это приоритетная задача всего педагогического коллектива.

Что же такое здоровье?

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. 

В ФГОС ДО одной из важнейших задач указана «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (см. п. 1.6 ФГОС ДО), а также приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни и овладение его элементарными нормами и правилами.» (см. п. 2.6 ФГОС ДО).

Укрепление здоровья решает так же большую социальную проблему:

  • формирование правильных двигательных умений сохранит жизнь детей, а потом и взрослых;
  • занятия спортом отвлечет детей от улицы и неблагоприятных влияний.

Гармонизация психической стороны личности ребенка посредством физической культуры так же благотворно влияет на подрастающее поколение. В связи с этим сегодня становятся актуальным оздоровительное направление в работе в ДОУ, направленное на сохранение и укрепление здоровья, развивающее физические и психические качества детей. Работа педагогического коллектива нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно — волевых качеств.

В ДОУ проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий :

  1. Соблюдение температурного режима согласно нормам СанПина.2.4.3648-20
  2. Правильная организация прогулок.
  3. Соблюдение сезонности одежды.
  4. Облегченная одежда в помещении детского сада.
  5. Гимнастика после сна.
  6. Закаливающие процедуры, укрепляющие терморегулирующий аппарат.
  7. Полоскание рта лечебными настоями трав прохладной водой.
  8. Летом ходьба босиком по спортивной площадке.
  9. Витаминотерапия.
  10. Фитотерапия.
  11. Режим сквозного проветривания и кварцевания.
  12. Динамическая пауза 

В ДОУ с целью оздоровления детей дошкольного возраста используются как стандартные, так и коррекционные технологии:

  • Пальчиковая гимнастика

Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил:

  • такие игры должны использоваться систематически и ежедневно, во время любого режимного момента и в свободное время утром и после сна — по 2 -3 минуты — главное ребенку должно быть интересно;
  • длительность упражнений зависит от эмоционального отклика детей, нельзя заставлять делать их насильно.
  • Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание — необходимое условие полноценного физического развития. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание — условие здоровья ребенка, профилактическое средство против респираторных заболеваний.

  • Динамические паузы

Систематическое применение двигательных игр — разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и физическом уровне. Они могут проводиться в начале, середине или конце занятия. В начале дня или перед занятием они помогут детям собраться, настроиться на работу, а в середине и в конце занятия — восстановить внимание, работоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться. Продолжительность разминки регулируется в зависимости от возраста. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой.

  • Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Ее основная цель — профилактика нарушения зрения.

  • Гимнастика пробуждения

Одной из главных особенностей нервной системы детей — медленное переключение из одного состояния в другое. Поэтому с детьми необходимо проводить специальные упражнения, позволяющие им перейти к бодрому состоянию после сна. Гимнастика пробуждения включает: звуковое или голосовое пробуждение, игры в постели или легкий массаж, бег босиком из спальни в группу, ходьба по дорожкам здоровья. 

  • Музыкотерапия – воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями. В дошкольном возрасте восприятие отдельных музыкальных произведений и звуков природы способствует достижению седативного или возбуждающего эффекта в зависимости от цели педагога.
  • Песочная терапия – работа с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает тонкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Песок и теплая вода обладают релаксирующим действием.
  • Игры на координацию речи с движением – игровая деятельность, направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует внимание, память, мышление. Движения способствуют развитию физиологических систем растущего организма

Главной целью дошкольного образовательного учреждения должно стать формирование здоровья детей, а, следовательно, необходимо формировать здоровье-укрепляющее пространство в ДОУ.

Физическое воспитание в нашем образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах организации двигательной деятельности воспитанников как на физкультурных занятиях, так и на специальных (коррекционных) занятиях в зале фоноритмики.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в зале фоноритмических занятий в соответствии с требованиями ФГОС были созданы следующие зоны:

  • Спортивно - оздоровительная зона (активный сектор);
  • Зона «Наши достижения» (рабочий сектор);

Спортивно - оздоровительная зона

Цель: создание благоприятных условий и стимулирование двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

Зона музея и зона «Наши достижения»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и потребности в двигательной активности.

Оборудование и мягкие блоки, развивающие макро-моторику тела (лестницы, змейки, дорожки для бега, фито-мячи, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания):

Раздаточный материал, развивающий микро-моторику тела (массажные шарики, камушки, сенсорные тазы и др.);

Положение об охране жизни и здоровья воспитанников

Режимы пребывания детей в ДОУ.

Памятка для родителей по антитеррору

Обеспечение комплексной безопасности в ДОО

Методические рекомендации по работе с родителями дошкольных образовательных организаций по профилактике детского травматизма в теплый период года

План по пропаганде и профилактике здорового образа жизни

Контактная информация

  Адрес: 346940 Ростовская область, с. Куйбышево, переулок Овчаренко 6

   Телефон: 8 (86348) 31-1-54

   E-mail: kolokolchikooakr@mail.ru